«Ругали даже за четверки»: детство Ирины Муравьевой
Актриса Ирина Муравьева во время выступления на вечере, посвященном 95-летию со дня рождения Булата Окуджавы. Фотография: Сергей Фадеичев / ТАСС
Ирина Муравьева родилась 8 февраля 1949 года в Москве. Ее отец Вадим Муравьев работал военным инженером, а мать Лидия Муравьева была домохозяйкой. У будущей актрисы была старшая сестра.
В детстве Ирина Муравьева мечтала стать учительницей. Она отлично училась. Любимыми предметами Муравьевой были русский язык и литература.
«Мама воспитывала нас дома. Порядок и чистота в доме были идеальные, мы с сестрой всегда были очень красиво одеты: мама сама шила для нас. Учились мы хорошо, потому что нас ругали даже за четверки. Школа была недалеко от дома, уроки заканчивались в час пятнадцать, а в половине второго я уже должна была сидеть за столом с вымытыми руками: мы все вместе обедали. Нельзя было задержаться около школы ни на секунду, я никуда не ходила, никаких танцев-шманцев. Зимой мама водила нас на каток в Лужники. Мы с сестрой ехали по ледяной дорожке, а мама бежала рядом по сугробам и отгоняла от нас мальчишек. Глаз у нее был зоркий…»
Ирина Муравьева (по книге журналиста Федора Раззакова «Наши любимые актрисы»)
В старших классах Муравьева занималась в театральном кружке. Она часто играла в школьных постановках, выступала на концертах и вскоре решила стать актрисой.
В 1966 году Ирина Муравьева окончила школу и подала документы во все театральные вузы Москвы. Однако ее никуда не взяли. Муравьева вспоминала: «Началось все с Щукинского училища, где меня с консультации взяли сразу на второй тур, что меня так вдохновило! Когда на втором туре во МХАТ меня срезали, я так плакала, и бежала, рыдая, до дома, потому что мечта была — именно МХАТ». А в Щукинском училище на втором туре будущей актрисе посоветовали не подавать документы в театральные вузы.
Через год Муравьева вновь попробовала поступить. На этот раз ее приняли в драматическую студию при Центральном детском театре (сейчас — Российский академический молодежный театр). Конкурс там был меньше, чем в других театральных вузах. Брали в студию только москвичей.
Ирина Муравьева — театральная актриса
Слева направо: Валентина Талызина, Леонид Марков и Ирина Муравьева в спектакле Павла Хомского «Цитата». 1987. Государственный Академический театр имени Моссовета, Москва. Фотография: Михаил Строков / ТАСС
В 1970 году Ирина Муравьева окончила драматическую студию и осталась работать в Центральном детском театре. Сначала актриса появлялась только в массовке, но уже к концу года получила первую небольшую роль. Она сыграла Федю Дружинина в спектакле «2001-й год» по пьесе Сергея Михалкова.
Вскоре Муравьевой стали давать больше ролей. В постановке пьесы Уильяма Шекспира «Двенадцатая ночь» она появилась в образе сразу двух персонажей — близнецов Виолы и Себастьяна. В «Молодой гвардии» по одноименному роману Александра Фадеева Муравьева сыграла участницу подпольной организации Любовь Шевцову. Журналистка Светлана Хохрякова в книге «Звезды Малого театра» писала о работе актрисы в Центральном детском театре: «Муравьева хорошо танцевала и пела, на сцене чувствовала себя раскованно и органично. Переиграла все бесконечные подтанцовки и массовки, сказочно-волшебный репертуар. И героический, конечно Это был счастливый период жизни, наверняка счастливый. Для зрителя-то уж точно».
В 1977 году Муравьева поступила на заочное отделение ГИТИСа, в актерскую мастерскую Оскара Ремеза. В том же году актриса ушла в Театр имени Моссовета, где дебютировала в роли Хельги в спектакле «На полпути к вершине» по пьесе Питера Устинова. Часто постановки с ее участием снимали для телевидения.
Одной из лучших ролей Муравьевой в Театре имени Моссовета критики считали Грушеньку в постановке романа Федора Достоевского «Братья Карамазовы». Актрису хвалили за то, что она достоверно передала чувства героини, ее характер.
«В театре у нее была крупная и серьезная удача, когда она сыграла Грушеньку в спектакле «Братья Карамазовы» по Ф.М. Достоевскому. Эта ее работа была, пожалуй, самой трудной и неожиданной из всего того, что она сделала до сих пор. В классической героине И. Муравьева сумела раскрыть живую сущность образа. Причем сущность какую-то очень свою. Сама индивидуальность актрисы с присущим ей удивительно полным, цельным и жадным восприятием жизни своеобразно объясняла противоречивость и драматический излом Грушеньки. Мы понимали самые слабые и даже жестокие ее поступки, потому что видели глубину ее характера, чувствовали щедрость души, которой не дали раскрыться иначе. Мы сопереживали ей, потому что люди и жизнь не пощадили ни ее щедрости, ни ее силы».
Журнал «Искусство кино», 1983 год, №7
Феномен ее молодости
Ирина поступила в студию при ЦДТ, окончила заочно ГИТИС и успешно работала в детском театре. Здесь в полной мере раскрылся ее комедийный талант. Многие критики и, конечно же, недоброжелатели долго еще упрекали актрису в том, что она во взрослые роли добавляет «ТЮЗовский» налет. Рядовому зрителю сложно понять, что в этом плохого. Но никто не скрывает, что и во взрослых ролях на Муравьеву любят смотреть дети.
Гибискус обладает полезными свойствами: его используют для продления жизни
Исследование показало: парикмахеры передают вирус, наклоняясь над клиентом
Метеорологи сообщают о наступлении новой климатической эпохи в России
В этом и заключается феномен ее молодости. Когда человеку, считающему себя некрасивым и находящемуся под пристальным вниманием, проще всего оставаться ребенком и веселиться от души.
«Я не похожа на этих героинь»: фильмы Ирины Муравьевой
Ирина Муравьева в роли Аллы Шиндиной и Леонид Куравлев в роли Лени Шиндина в художественном телефильме Татьяны Лиозновой «Мы, нижеподписавшиеся» (1981)
Ирина Муравьева в роли Сюзанны Бриггс в художественном фильме Самсона Самсонова «Чисто английское убийство» (1974)
Ирина Муравьева в роли Марины и Владимир Гостюхин в роли Виктора Белова в художественном фильме Вадима Абдрашитова «Охота на лис» (1982)
На кинопробы Ирина Муравьева начала ходить еще в 1970-х, после того как окончила драматическую студию. Однако сниматься актрису не приглашали. В кино она дебютировала только в 1973 году, в фильме «Разные люди». Популярность актрисе принес двухсерийный фильм «Чисто английское убийство» Самсона Самсонова, в котором она сыграла дочь дворецкого Сюзанну. На пробы Муравьеву пригласил сам режиссер. Он увидел артистку в одном из телеспектаклей Центрального детского театра. Позднее Муравьева вспоминала: «В пробах на роль Сюзанны я никому не понравилась, кроме самого режиссера. Почему-то он в меня поверил, добился повторных кинопроб и убедил худсовет в том, что, кроме меня, эту роль никто не сыграет. Так я стала киноактрисой». В конце 1970-х Муравьева не только много снималась в кино, но и вела на телевидении детскую утреннюю передачу «Будильник».
В 1980 году вышли сразу три популярных фильма с участием Муравьевой. В производственной драме «Мы, нижеподписавшиеся» артистка сыграла сотрудницу строительного управления Аллу Шиндину. А в картине «Охота на лис» она исполнила роль Марины Беловой, жены рабочего.
Сняться в ленте «Москва слезам не верит» Ирину Муравьеву пригласил сценарист Валентин Черных. Он увидел актрису в одном из спектаклей Театра имени Моссовета. Картина рассказывала о судьбе трех девушек, которые приехали в столицу из провинции. Режиссер Владимир Меньшов утвердил Муравьеву на роль одной из подруг — Люды Свиридовой. Однако актриса сначала не хотела играть в картине: ей не нравилась героиня.
«Когда я посмотрела первую серию, то… расплакалась. Вечером в тот день у меня был спектакль, я пришла в театр и не могла гримироваться, так рыдала. Все, что мне противно, все, что я ненавижу, — все это вылезло на экране. Такая моя героиня получилась противная, назойливая, навязчивая, «яркая» такая… Я ведь в жизни никакого отношения к таким героиням не имею. Я совершенно другая. С другой биографией, другими условиями жизни с самого детства, другим характером… На премьере в Доме кино я сидела, вжавшись в кресло, и боялась посмотреть в зрительный зал, и, когда меня стали поздравлять, я думала: «Поздравляют… Ну, а что же им еще делать!» Но потом смотрю, всем так нравится…»
Ирина Муравьева (по книге журналиста Федора Раззакова «Наши любимые актрисы»)
Ирина Муравьева в роли Людмилы Свиридовой (слева) и Вера Алентова в роли Кати Тихомировой в художественном фильме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» (1979)
Картина «Москва слезам не верит» заняла второе место в прокате за 1980 год: ее посмотрели более 80 миллионов зрителей. Ленту признали лучшим фильмом читатели журнала «Советский экран». В 1981 году «Москва слезам не верит» получила премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Режиссер Владимир Меньшов, художник-постановщик Саид Меняльщиков, а также актеры Ирина Муравьева, Вера Алентова, Раиса Рязанова и Алексей Баталов получили Государственную премию СССР.
В фильме Татьяны Лиозновой «Карнавал» Муравьева вновь сыграла девушку, которая приехала в Москву из небольшого города. Чтобы сняться в роли Нины Соломатиной, актриса научилась кататься и танцевать на роликовых коньках. Еще она хотела сама исполнить в картине композицию «Позвони мне, позвони…». Однако Лиознова решила, что все песни в «Карнавале» должны записать профессиональные музыканты. Поэтому эту и другие композиции спела Жанна Рождественская. Позже Муравьева записала пластинку с песнями «Спасибо, жизнь!», «Позвони мне, позвони…» и «Пусть не меркнут огни ваших радостных глаз».
В прокате «Карнавал» посмотрели около 30 миллионов зрителей. А читатели журнала «Советский экран» признали Муравьеву лучшей актрисой 1982 года. Вскоре ей присвоили звание заслуженной артистки РСФСР.
В 1985 году Ирина Муравьева сыграла инженера конструкторского бюро Надю Клюеву в фильме «Самая обаятельная и привлекательная». Актриса долго отказывалась от этой роли: она не хотела играть в «легкомысленной комедии». Надя Клюева напоминала Муравьевой других ее героинь — Нину Соломатину и Люду Свиридову. Артистка вспоминала: «Я не похожа на этих героинь, наверное, шутя, играючи, я такая. Когда я шучу, смеюсь и у меня хорошее настроение, наверное, я похожа на этих героинь. А вообще, в жизни я серьезная, тихая, спокойная. Такой шустрости у меня нет».
Геральд Бежанов долго уговаривал Муравьеву сняться в фильме, даже караулил ее после спектаклей около Театра имени Моссовета. Наконец актриса согласилась. Кроме Муравьевой, в «Самой обаятельной и привлекательной» снялись Татьяна Васильева, Александр Абдулов, Леонид Куравлев. Специально для фильма артистка вместе с актером Владимиром Носиком научилась играть в настольный теннис.
Ирина Муравьева в роли Людмилы Свиридовой и Александр Фатюшин в роли Сергея Гурина в художественном фильме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» (1979)
«Самая обаятельная и привлекательная» стала лидером проката в 1985 году — картину посмотрели почти 45 миллионов человек. Права на показ ленты выкупили 69 государств.
В конце 1980-х Муравьева снялась еще в пяти фильмах. В основном артистке давали роли в комедиях. В ленте «Год теленка» она сыграла доярку Людмилу Никитину, а в картине «Артистка из Грибова» — актрису из небольшого города.
Кроме съемок в кино Ирина Муравьева озвучивала мультфильмы. Ее голосом говорят герои картин «Пес в сапогах», «Неуловимый Фунтик», «Теремок».
Достижения
Награда | Год |
Государственная премия | 1981 |
Орден «Знак Почета» | 1983 |
Заслуженная артистка РСФСР | 1983 |
Народная артистка России | 1994 |
Орден Почета | 1999 |
Чеховская медаль | 2005 |
Орден «За заслуги перед Отечеством» | 2006 |
Премия Правительства РФ | 2006 |
Почетный культработник Кузбасса | 2007 |
Орден Дружбы | 2010 |
Премия «Ника» | 2011 |
Приз кинофестиваля «Созвездия» | 2011 |
С супругом И. Муравьева прожила более 40 лет
Личная жизнь: «замуж не выйду — совершенно точно»
Ирина Муравьева во время ежегодной образовательной акции «Тотальный диктант — 2018». Фотография: Михаил Метцель / ТАСС
Ирина Муравьева была замужем один раз. Артистка вспоминала: «Смотрела на себя в зеркало и думала: конечно, я очень страшная, замуж не выйду — совершенно точно».
Со своим супругом — режиссером Леонидом Эйдлиным — Муравьева встретилась в начале 1970-х. Тогда Эйдлина пригласили поставить несколько спектаклей в Центральном детском театре. С Муравьевой он познакомился на репетиции постановки «Сказка о четырех близнецах».
Режиссер и актриса поженились в 1973 году. В браке они прожили более 40 лет — до смерти Эйдлина в 2014-м. В браке у них родились сыновья Даниил и Евгений. Муравьева рассказывала журналисту Вадиму Вернику в интервью для его издания «Книга победителей»: «Я мама. Которая очень любит своих детей. Но я говорю им: я мама, а не товарищ».
Специально для Муравьевой Эйдлин поставил водевиль «Жена-интриганка, или актеры меж собой». Актриса снималась и в его фильмах, среди которых «Эта женщина в окне», «С новым счастьем!» и «Спас под березами».
Интересные факты
- В 2007 году актриса согласилась стать участницей телепередачи «Квартирный вопрос», показывающей в режиме реального времени ремонт в домах знаменитостей. Однако результат работы ремонтной бригады, которая работала над кухней, кинозвезду откровенно не впечатлил.
- Оба сына Муравьевой снялись вместе с ней в сериале «С новым счастьем!», но в эпизодических ролях цветочных курьеров.
- В первой половине 80-х выпустила миньон с песенкой «Позвони мне, позвони…» в исполнении самой Муравьевой.
- Актриса находится в списке украинского сайта «Миротворец» за то, что в 2016-м посетила с гастролями Крым.
- Уже в старости Муравьева пояснила, почему очень редко дает интервью. По ее словам, еще в молодости она опасалась сказать что-то не то и вызвать недовольство родителей.