Георгий Свиридов: биография
Творческая биография одного из самых самобытных композиторов XX века тесно связана с музыкальными традициями Курского края. Родился мальчик в семье почтового служащего и учительницы в городке Фатеже в 1915 году
Родители маленького Юры, как в детстве называли будущего музыканта, стояли по разные стороны политических баррикад. Отец Василий Григорьевич рано увлекся идеями большевизма и во всем поддерживал красных, а мать, рожденная в набожной семье, придерживалась монархических взглядов.
Георгий Свиридов | Gamesounds
Елизавета Ивановна Свиридова, урожденная Чаплыгина, с юных лет пела на клиросе, что сильно сказалось на будущих музыкальных пристрастиях ее сына.
Родственники по линии матери — дед и прадед Георгия, оставили значимый след в истории края. Они занимались попечительством школ Фатежа, состояли при совете прихода Богоявленского храма города. В детстве мальчик регулярно посещал небольшую церквушку Фрола и Лавра вместе с бабушкой по материнской линии, особенно он любил службу Чистого Четверга.
Георгий Свиридов в молодости
Впоследствии детские впечатления вылились не только в любовь композитора к вокальному творчеству, но и в создание поздних опусов на религиозные темы, которые вышли из-под пера автора в начале 90-х.
С началом гражданской войны отец Георгия Свиридова трагически погиб в столкновении большевиков с отрядом деникинцев, оставив свою жену вдовой с двумя маленькими детьми на руках: четырехлетним Юрочкой и годовалой Тамарой. Одинокая мать в поисках работы переезжает в Киров к дальним родственникам.
Георгий Свиридов | KudaGo
К интересным фактам жизни композитора можно отнести следующий случай. Однажды в качестве оплаты труда Елизавете Свиридовой предложили взять на выбор немецкий рояль или корову. И она, не долго думая, выбрала музыкальный инструмент. К этому времени чуткая образованная женщина уже заметила пристрастие сына к музыке и решила помочь ему в освоении мастерства.
Маленький Юра не только увлекся музыкой, он очень любил литературу, запоем читал стихи и разбирался в творчестве иностранных и русских поэтов. К тому же, заинтересовавшись однажды балалайкой, он быстро осваивает этот инструмент для исполнения музыкальных композиций на одном из торжеств.
Георгий Свиридов за инструментом | Ekburg
В 1929 году он поступает в курскую музыкальную школу в класс к Вере Уфимцевой. На вступительном экзамене необходимо было сыграть музыкальное произведение, но так как мальчик не имел нот, он сыграл марш собственного сочинения, чем покорил преподавателей.
Вторым учителем композитора стал Мирон Крутянский. Он посоветовал Георгию Свиридову продолжить обучение музыке в Ленинградском музыкальном техникуме. И в 1932 году юноша поступает на курс к пианисту Исайи Браудо.
Георгий феноменально учится, быстро осваивая фортепианную технику, а по вечерам подрабатывает тапером в кинотеатре, но его мудрый учитель все-таки обращается к дирекции учебного заведения с просьбой перевести Георгия Свиридова на композиторский курс.
Георгий Свиридов в молодости | Проза
Юра поступает в класс Михаила Юдина, а в 1936 году становится студентом Ленинградской консерватории, где занимается в классе П. Рязанова и Д. Шостаковича. С Дмитрием Дмитриевичем они становятся друзьями. Старший товарищ сильным образом повлиял на мировоззрение Свиридова, навсегда привил ему любовь к национальным истокам.
Через год после поступления Георгия принимают в Союз композиторов. Выпускными работами юноши стали его концерт для фортепиано, первая симфония и симфония для камерного оркестра.
Детство
Георгий Васильевич родился 3 декабря в городе Фатеж, который на нынешний момент располагается в Курской области. Его отец всю жизнь проработал на почте и был активным сторонником большевиков, поддерживая их движение в годы Гражданской войны. Мать Георгия работала учителем в школе и была либерально настроенной личностью, поэтому никогда не понимала страстное политическое стремление своего мужа.
Когда мальчику было четыре года, его отца убивают в одной из стычек большевиков с оппозицией. С этого времени мать и ребенок остаются в полном одиночестве, без кормильца и средств к существованию, поэтому решают переехать в Курск, к дальним родственникам по материнской линии. Там же Свиридов идет в начальную школу.
С самого раннего возраста проявляется талант и страсть ребенка к литературе. Благодаря школьным кружкам, Свиридов участвует во многих постановках и даже пытается сочинять стихи.
В отличие от своих одноклассников, уже в восемь лет он знает множество отечественных и зарубежных авторов и способен даже назвать особенности их творчества. Однако литература была вовсе не единственным увлечением юного Георгия.
Как-то раз ему предстояла роль в школьном спектакле, где главный герой должен был исполнить короткую мелодию на балалайке. Свиридов выступил с инициативой обучиться игре на этом русском народном инструменте, который и привил мальчику любовь к музыке. Именно благодаря ему Свиридов начал сочинять собственные мелодии и пытаться подобрать на слух известные мотивы.
Музыка
Сороковые-роковые Свиридов провел в эвакуации в Новосибирске, вместе со всем составом Ленинградской филармонии, в которой он устроился работать сразу же после завершения образования. В эти годы набивший руку на инструментальной музыке композитор впервые приступает к созданию вокальных произведений. К такому жанру он будет возвращаться не раз.
Георгий Свиридов | Москворечье
На творчество его вдохновляла поэзия Шекспира, Аветика Исаакяна в переводе Александра Блока, Роберта Бернса в переводе Самуила Маршака и даже стихи китайских поэтов Ван Вэя, Бо Цзюйи и Хэ Чжичжана.
С середины 50-х он приступает к созданию произведений на слова Сергея Есенина, написав многочастную поэму «Памяти Сергея Есенина» и Владимира Маяковского, сочинив «Патетическую ораторию». Георгий Свиридов пишет кантату на слова Бориса Пастернака. Популярность обретают его вокальные произведения на стихи Н. Некрасова, А. Прокофьева, М. Лермонтова.
Георгий Свиридов | Fmtigmusic
Композитор сознательно выбирает стезю песенного творчества, так как, по его убеждению, только голос является единственным инструментом от Бога. Инструментальная же музыка, которую обычно сочиняли на Руси скоморохи, слыла лакейским видом искусства.
В 60-е годы Свиридов, благодаря собранному фольклорному наследию края, открывает новую страницу в музыкальной академической традиции. Он создает цикл для хора и симфонического оркестра «Курские песни» на народные мотивы.
Георгий Свиридов | Вы можете Всё!
Вслед за этим произведением многие советские композиторы, такие как В. Гаврилин, Р. Щедрин, Н. Сидельников, С. Слонимский, обращаются к народным мотивам в своем творчестве. Дмитрий Шостакович так охарактеризовал это произведение и творчество своего ученика в целом: «У Свиридова мало нот, но много музыки».
Период 70 годов считается наиболее плодотворным в творчестве композитора. Он создает свое самое знаменитое произведение «Метель» по мотивам произведения А. С. Пушкина. Наиболее интересными из «музыкальных иллюстраций» считаются композиции «Вальс», «Тройка», «Зимняя дорога».
Георгий Свиридов | Вести
Не менее популярным стало произведение, которое знал любой школьник страны, — «Время, вперед!». Его Свиридов написал для фильма Михаила Швейцера, а потом оформил в сюиту. Несмотря на то, что Георгий Васильевич всегда долго выписывал партитуры к своим произведениям, данную композицию он создал за час и все благодаря тому, что спешил на рыбалку, которая была его самым любимым занятием после музыки.
В это же время была написана поэма на стихи Сергея Есенина «Отчалившая Русь» — подлинная вершина творчества композитора.
Дом композитора Свиридова в Звенигороде
Истории
17 Октября 2021 5 минут Автор: Наиля Хабиева 733
Андрей Андреевич Золотов – известный человек в мире искусствоведения. Автор книг о Рихтере и Шостаковиче, Бетховене и Айтматове, Большом театре и современном культурном процессе, художественный критик, музыковед, сценарист, педагог, президент Российской академии художеств, последний министр культуры СССР. О масштабе личности говорит то, что в честь Золотова названа малая планета под номером 8142. Что привело его в Звенигород?
версия для печати все истории
КОМПОЗИТОР СВИРИДОВ ЖИЛ В САВВИНКЕ Композитор Георгий Свиридов – герой двух книг Золотова и двух документальных фильмов его авторства. Даже чуждый классической музыкальной культуры человек знает этого замечательного советского композитора по музыке к заставке программы «Время», взятой из произведения Свиридова с почти одноименным названием «Время, вперед». Одну книгу о Свиридове Золотов написал в 1989 году, еще при жизни композитора. Вторую, в соавторстве с дирижером Александром Ведерниковым, выпустил совсем недавно.
Андрей Золотов В Звенигороде, на территории Саввинской слободы, невдалеке от Саввино-Сторожевского монастыря, располагался частный дом, в котором Георгий Свиридов в 1960-е годы проживал как дачник. Андрей Андреевич Золотов навещал его там. В новую книгу о Свиридове вошли редкие фотографии, сделанные другом композитора Александром Филипповичем Ведерниковым, отцом знаменитого режиссера. На одной из них Свиридов в классическом образе отдыхающего ловит рыбу в Москве-реке.
Восстановить исторические лакуны, найти этот дом, освежить память и вписать новые строки в биографию композитора – такова была цель поездки Золотова в Звенигород. Задача непростая, ведь в последний раз встречи в Саввинке проходили почти полвека назад.
СПРОСИТЕ ТЕТЮ ОЛЮ
«Спросите тетю Олю, – посоветовал местный житель Иван Шаховской. – Она дружила со Свиридовым, должна помнить тот дом». «Тетя Оля», Ольга Круглова, оказалась соседкой композитора. Она рассказала Золотову, что Свиридов и его супруга Эльза Клазер снимали летнюю террасу в доме № 171 по улице Красная Гора. Открылись новые интересные подробности дачной жизни композитора.
Ольга Круглова рассказала, что в быту известный столичный деятель культуры не отличался от прочих дачников, был неприхотлив, одевался просто: обычных тренировочные штаны, майка, легкие тапочки. Жил он просто и скромно. Сестра Ольги Кругловой Татьяна вспоминает, что однажды заглянула на террасу, где жил Свиридов. Большую часть пространства заполнял огромный черный рояль, за которым композитор проводил большинство времени. В ту пору Георгий Васильевич работал над знаменитыми «Курскими напевами».
Георгий Свиридов
Сестрам Кругловым выпал удивительный шанс слушать, как рождаются великолепные мелодии, как черновые варианты превращаются в симфоническую музыку, которая потом звучала по телевизору в исполнении симфонического оркестра. Тогда же, на звенигородской даче, Свиридов написал музыку к фильму «Метель» по произведению Пушкина.
КОМПОЗИТОР И ДРУГ
В свободное время Свиридов очень любил удить рыбу в Москве-реке, которая протекает недалеко от Красной Горы. Удочки делал самостоятельно, и рыбалка всегда была удачной и приносила отменных пескарей. Может быть, потому, что у композитора был маленький «талисманчик» – соседская девочка Оля, которой в ту пору было три или четыре годика.
«Я гордилась такой компанией и важно называла композитора своим другом, – вспоминает Ольга Круглова. – Из нашего улова Эльза Густавовна варила вкуснейшую уху, которой угощала и меня».
Сестры Ольга и Татьяна Кругловы всегда рады гостям
А еще Георгий Васильевич подарил своей маленькой подруге куклу изумительной красоты, которая была предметом зависти всех слободских девчат.
Позже, когда в семье Кругловых случилось несчастье, Свиридов уже не был слободским дачником – он являлся депутатом Верховного Совета РСФСР. В помощи не отказал. Помог с организацией консультации столичных медиков, прислал транспорт – шикарную правительственную машину.
ЗНАМЕНИТЫЕ ЗВЕНИГОРОДСКИЕ ДАЧНИКИ
Исследовательская и краеведческая работа дала плоды: список звенигородских дачников пополнился новыми именами знаменитых творческих людей. Один из них – кинорежиссер Михаил Швейцер, снявший культовые советские фильмы – «Кортик» и «Мичмана Панина», «Воскресение» и «Золотого теленка», «Мертвые души» и «Крейцерову сонату». Со Свиридовым они познакомились на съемках «Золотого теленка» – композитор изначально был приглашен писать музыку к этой киноленте, но по неизвестным пока причинам эту работу продолжил композитор Георгий Фиртич. Впрочем, тема автопробега принадлежит перу Свиридова.
Именно Свиридов «прорекламировал» Швейцеру радости звенигородского дачного бытия, и Михаил Абрамович снял дом на соседнем участке – как раз у родителей той самой милой девочки Оли, с которой так душевно общался композитор. И если один столичный деятель культуры – это «изюминка» провинциального бытия, то два способны создать точку притяжения. К Свиридову и Швейцеру приезжали в гости артисты Донатас Банионис, Сергей Юрский, Лидия Федосеева-Шукшина, Леонид Куравлев. Через дом от Швейцера поселилась заслуженная артистка РСФСР Галина Скоробогатова. Также дом в Саввиной слободе снимал музыкант Владимир Ашкенази – семикратный лауреат премии «Грэмми».
В звенигородском историко-художественном музее рассказали, что по итогам поездки в Звенигород Андрей Золотов принял решение установить перед домом, в котором жил композитор, бюст Георгия Свиридова. Место для установки есть, ресурс для создания – тоже: Академия художеств, которую возглавляет Золотов, не останется равнодушной к памяти Георгия Васильевича. Вероятно, это будет только первым шагом к создании в Саввинской слободе целой «аллеи знаменитых дачников». Так возле Саввино-Сторожевского монастыря может появиться интересный светский туристический объект.
Фото Татьяны Черновой.
Поделиться:
Личная жизнь
Личная жизнь композитора складывалась непросто. Он был три раза женат. У него было два сына, но по трагическим обстоятельствам Георгий пережил обоих сыновей.
Об уходе из жизни старшего Сергея, который был рожден в браке с первой супругой, композитор никогда не упоминал. Позднее, после смерти Георгия Васильевича, стало известно, что мальчик покончил жизнь самоубийством, когда родители были на премьере в театре. Было юноше на тот момент 16 лет.
Георгий Свиридов с женой и сыном | Fenixclub
Младший сын Юрий тяжело болел и ему пришлось покинуть родину для лечения. Прожив в Японии долгое время, он скончался за неделю до смерти своего отца. Об этом событии Георгий Васильевич так и не узнал.
О первых двух браках композитор никогда не упоминал в интервью. Известно, что первая жена Георгия Васильевича была пианисткой, сокурсницей композитора по техникуму. Звали ее Валентина Токарева.
Вторая жена Свиридова, артистка Аглая Корниенко, была младше его на 12 лет. Ради нее Георгий Свиридов оставил свою первую семью и маленького четырехлетнего Сережу. В браке с Аглаюшкой, как ласково ее называл музыкант, у него родился второй сын Юрий.
Георгий Свиридов с женой Эльзой | Новости академической музыки
В основном поклонникам известна его третья жена — Эльза Густавовна Свиридова (Клазер), которая была моложе композитора на 10 лет.
Познакомились они на музыкальном вечере в филармонии, на котором исполнялись произведения молодого талантливого композитора. Эльзе Густавовне захотелось лично выразить свою благодарность Свиридову, и после встречи они уже не расставались, так велика была сила чувства, вспыхнувшего в сердцах обоих.
Популярные темы сообщений
Последние годы жизни
Эльза Густавовна была тонким знатоком искусства и ценителем творчества своего супруга. Во многом она направляла его советами и своим взглядом со стороны. Она пережила мужа только на 4 месяца, некоторое время успев побывать единственным директором фонда имени Г. Свиридова.
Георгий Свиридов | Fetmuzclips
После смерти Эльзы Свиридовой это место оставили навсегда за ней. Последние годы своей жизни тяжелобольной композитор много времени проводил на даче, занимаясь написанием музыки и любимой рыбалкой. На фото этого периода Георгий Свиридов запечетлен как серьезный вдумчивый философ, поглощенный думами об отчизне. Умер композитор в канун Рождества 1998 года.
Произведения Георгия Свиридова
- 7 маленьких пьес для фортепиано (1934—1935)
- 6 романсов на слова А. С. Пушкина (1935)
- Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (1937)
- 7 романсов на слова М. Ю. Лермонтова (1938)
- Камерная симфония для струнного оркестра (1940)
- Концерт № 2 для фортепиано с оркестром (1942)
- Соната для фортепиано (1944)
- Фортепианный квинтет (1944)
- Фортепианное трио (1945)
- Вокально-симфоническая поэма «Памяти С. А. Есенина» (1956)
- «Патетическая оратория» на слова В. В. Маяковского (1959)
- «Курские песни» для смешанного хора и оркестра, слова народные (1964)
- Музыка к фильму «Метель» (1964)
- Маленькая кантата для хора и оркестра «Снег идет» на стихи Б. Л. Пастернака (1965)
- Сюита «Время, вперёд!» (1965)
- Хоровой концерт «Памяти А. А. Юрлова» (1973)
- Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель» (1978)
- «Отчалившая Русь», цикл для голоса и фортепиано на слова С. А. Есенина (1977)
- «Пушкинский венок» для хора (1979)
- «Ладога», поэма для хора на слова A. Прокофьева (1980)
- «Песни», концерт для хора на слова А. А. Блока (1980—1981)
- «Песнопения и молитвы» (1994)
Свиридов — слух эпохи!
Музыку Георгия Свиридова несколько десятилетий ежедневно слушает вся страна. Именно его мелодии «Время, вперед!» было суждено стать предвестником и символом всех главных новостей за последние полвека. Наверное, в этом и есть прозорливость судьбы – в прошедшем столетии не было композитора, творчество которого настолько сильно связанно с Россией, ее исконной культурой и духовными основами.
Краткая биография
3 декабря 1915 года в уездном городе Фатеж Курской области в семье телеграфного служащего и учительницы появился на свет первенец. Родители имели крестьянские корни и не могли себе даже представить, что их сын, Георгий Васильевич Свиридов, станет одним из самых знаменитых композиторов России. Через несколько лет у него родились брат и сестра. В 1919 младший сын Свиридовых погиб от испанки, тогда же не стало и отца. Семья перебралась в Курск, где Юра начал играть на балалайке, а затем способного ребенка приняли в оркестр народных инструментов. Педагоги музыкальной школы порекомендовали юноше продолжить образование в Ленинграде. С их легкой руки в 1932 году Юра поступает в музыкальный техникум. После – в консерваторию, где ему посчастливилось стать учеником Д.Д. Шостаковича. Однако взаимоотношения Свиридова со своим великим учителем были далеко не безоблачными. Он даже бросил консерваторию на последнем курсе, не вернувшись на занятия после разгрома, который Шостакович учинил его шести песням на слова А. Прокофьева. Общение между композиторами возобновилось только несколько лет спустя.
Летом 1941 Свиридов попадает из музыкантов в солдаты, но к концу того же года слабое здоровье не позволяет продолжать службу. Вернуться в осажденный Ленинград, где остались мать и сестра, невозможно, и до снятия блокады он работает в Новосибирске. В 1956 году Свиридов переезжает в столицу. В Москве он ведет насыщенную общественную жизнь, занимая руководящие посты в Союзе композиторов.
Еще будучи студентом, композитор женится на пианистке Валентине Токаревой, в 1940 у них рождается сын Сергей. Брак продлился недолго, уже в 1944 году Свиридов уходит из семьи к юной Аглае Корниенко. Через 4 года он снова становится отцом сына, Георгия-младшего, сразу после рождения которого переезжает к своей третьей жене Эльзе Густавовне Клазер. Георгий Васильевич пережил обоих своих сыновей. Сергей покончил жизнь самоубийством в 16 лет, после чего у Свиридова случился первый инфаркт. Георгий Георгиевич скончался 30 декабря 1997 года от хронического заболевания. Эту трагическую новость композитор так и не узнал – супруга собиралась сообщить ему о ней тогда, когда он окрепнет после недавнего инфаркта. Этого так и не произошло – через неделю после смерти младшего сына, 6 января 1998 года Свиридова не стало.
Интересные факты
- У композитора не осталось прямых потомков. Эльза Густавовна скончалась через четыре месяца после него. Всем творческим наследием Свиридова занимается сын его сестры, искусствовед Александр Белоненко. Он создал Национальный свиридовский фонд и Свиридовский институт. Им была опубликована книга «Музыка как судьба», составленная на основе дневников, которые композитор вел с конца 60-х годов. В 2002 это издание было объявлено книгой года. В 2001 составлен первый полный нотогафический справочник произведений Свиридова, восстановлены неиздававшиеся нотные тексты. В 2002 начато издание Полного собрания сочинений Г. В. Свиридова в 30 томах.
- Старшего сына Свиридов назвал в честь Сергея Есенина. Младший сын Георгий Георгиевич был крупнейшим специалистом по средневековой японской прозе. В 1991 году его пригласили работать в Японию. Для него это стало в прямом смысле спасением – из-за хронической почечной недостаточности он нуждался в регулярном гемодиализе, который в Японии делали бесплатно.
- Василий Григорьевич Свиридов, отец композитора, погиб при трагических обстоятельствах. Во время Первой мировой его по ошибке зарубили шашкой красноармейцы, приняв форму почтового служащего за белогвардейскую. Младшая сестра Тамара родилась уже после смерти отца.
- Георгий Васильевич был энциклопедически образованным человеком. Его домашняя библиотека насчитывала более 2,5 тысяч книг – от античных драматургов до советских писателей. Он прекрасно разбирался в живописи и скульптуре. Существуют воспоминания очевидцев, как он провел экскурсию в залах с полотнами Тернера в лондонской художественной галерее.
- И в репетиционной работе, и в повседневной жизни Свиридов был резким и авторитарным, он не переносил непрофессионализм и беспринципность.
- Свиридов был страстным книголюбом и рыбаком.
- Георгий Васильевич, в отличие от многих своих коллег-современников, не был обеспеченным человеком. Например, он не имел своей дачи, живя на государственной, а рояль, стоявший у него дома, арендовал у Союза композиторов.
- В конце жизни композитор сожалел, что не написал оперу, поскольку ошибочно считал, что этот жанр себя исчерпал. Однако две оперетты Свиридова, «Раскинулось море широко» и «Огоньки», пользовались большой популярностью.
- Кризис 1948 года, последовавший за постановлением Политбюро об опере «Великая дружба» В. Мурадели, затронул и Свиридова, хотя его фамилия в постановлении не фигурировала. Главным формалистом был объявлен его педагог – Д.Д. Шостакович, ученики которого также попали в опалу, сопровождавшуюся информационным вакуумом, отсутствием заказов на произведения и возможности их исполнять. Это было время, когда многое писалось «в стол».
- Одно из самых успешных и значимых сочинений композитора, «Патетическая оратория», развело Свиридова и Шостаковича. Дмитрий Дмитриевич не любил Маяковского, и в присутствии других музыкантов раскритиковал идею произведения на его стихи. Большая часть композиторской общественности поддержало мнение Шостаковича. Предпринимались попытки блокировать присуждение сонате Ленинской премии. Однако произведение было высоко оценено комиссией по премии и лично М. Сусловым, благодаря чему композитор все-таки стал ленинским лауреатом. Но это заочное противостояние, а также последующие творческие расхождения на много лет охладили взаимоотношения композиторов. Тем не менее незадолго до смерти Свиридов признался, что из всей музыки 20 века искренне любил только музыку Шостаковича.
- В начале 60-х Свиридов написал новый вариант гимна СССР на стихи А. Твардовского. Он никогда не был обнародован и сохранился только в личном архиве композитора.
- Из всех композиторов Свиридов выше остальных ставил Мусоргского и Бородина за их безусловное следование канонам русской народной и духовной музыкальной традиции. «Хованщину» он считал величайшим произведением русского искусства.
- За несколько месяцев до смерти композитор стал почетным гражданином Москвы.
- В Курске установлен единственный в мире памятник Г.В. Свиридову. С 2005 года в фатежском доме, где родился композитор, создан его мемориальный музей.
Годы творчества
В отличие от своего учителя и кумира, Д.Д. Шостаковича, Георгий Васильевич отнюдь не был «вундеркиндом». Его первые сочинения датируются 1934-1935 годами – это пьесы для фортепиано и романсы на стихи А.С. Пушкина. Великому поэту суждено будет на долгие годы стать спутником творчества композитора. Именно музыка к пушкинской «Метели» станет самой известной из его работ. Она же станет и его «капканом» — никакие более поздние сочинения не исполнялись столь же часто, именно ее предпочитали и слушатели.
Для композитора, исповедующего классические музыкальные формы, нетрадиционным был и выбор основного творческого направления – вокальная музыка, песня, романс. Хотя были написаны и сонаты, и Фортепианное трио, удостоенное Сталинской премии, и музыка к драматическим спектаклям, и даже единственная симфония. Но изменили жизнь 19-летнего начинающего композитора именно пушкинские романсы. Свиридов писал их и в шумном общежитии музыкального техникума, и в родном доме, больной и голодный в Петербурге, окрепший и обласканный материнским теплом в Курске. Романсы сразу же были изданы, а в год столетия смерти поэта исполнены многими выдающимися певцами.
Композитора вдохновляли поэты первой величины – Лермонтов, Тютчев, Пастернак, Р. Бернс, Шекспир. Он положил на музыку и слог Маяковского, и даже прозу Гоголя. Пожалуй, самыми любимыми и близкими ему были Сергей Есенин и Александр Блок. Начиная с вокального цикла «У меня отец крестьянин» и вокально-симфонической поэмы «Памяти С. А. Есенина», написанных в 1956 году, Свиридов постоянно использует есенинские стихи для создания своих произведений. Почти так же часто он обращается и к поэзии Блока, которого считал пророком своей страны. Среди произведений: «Голос из хора», цикл «Петербургские песни», кантата «Ночные облака» и последняя масштабная работа, на создание которой ушло 20 лет – вокальная поэма «Петербург». Это сочинение композитор заканчивал, зная, что доверит его первое исполнение молодому баритону Д. Хворостовскому. Премьера состоялась в Лондоне в 1995 году. В 1996-2004 годах певец выпустил два диска свиридовских произведений. Многие годы музой Свиридова была Е. Образцова, с которой были сделаны несколько романсовых концертов, где композитор лично аккомпанировал певице, записаны пластинки.
Заметным направлением творчества Свиридова была хоровая музыка. Это и «Пять хоров на слова русских поэтов», и кантата «Курские песни» на основе фольклорных источников, удостоенная Госпремии, и известнейший «Пушкинский венок». Жанр этого произведения автор обозначил как хоровой концерт. Венок – это один и символов самой жизни с ее круговоротом времен года, цикличности рождения и смерти. В нем сплетены мысли и чувства, внешнее и внутреннее. Из творческого наследия поэта Свиридов выбрал 10 стихотворений – написанных в разное время, от 1814 до 1836 года, различных по темам, настроению, известных и почти забытых. Каждая из частей концерта, стремясь соответствовать поэтической первооснове, имеет собственное звучание. Автор не ограничивается хором, он вводит инструментальное сопровождение, колокольный звон, использует звучание второго камерного хора.
В 1958-1959 годах Свиридов создает семичастную «Патетическую ораторию» на стихи В. Маяковского. Эта работа стала символом нового этапа в жизни композитора. Оратория была необычна многим – литературным источником (ведь поэзия Маяковского считалась антимузыкальной), расширенным составом оркестра и хора, смелой музыкальной формой. Произведение было удостоено Ленинской премии.
За редким исключением, как, например, кантата «Ода Ленину» на слова Р. Рождественского, Свиридов не изменял своему призванию — воспевать Россию, ее людей, природу, культуру, духовность. Одним из последних произведений мастера стало хоровое сочинение «Песнопения и молитвы», написанное на темы псалмов Давида.
Музыка Свиридова в кино
С 1940 года Георгий Васильевич 12 раз работал для кино. Музыка к двум фильмам превзошла славу самих картин. В 1964 году Владимир Басов снимал «Метель» по одноименной повести Пушкина и предложил Свиридову написать музыку. На свет появились лирические мелодии, великолепно отражающие патриархальную жизнь провинции пушкинской эпохи. В 1973 году композитором были составлены «Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель». Год спустя на экраны вышел фильм «Время, вперед!» о строителях Магнитки. В главных ролях снимались лучшие актеры своего времени. Музыка Свиридова ярко выразила энтузиазм и эмоциональный подъем советской молодежи.
Среди других киноработ композитора: «Римский-Корсаков» (1952), «Воскресение» (1961), «Красные колокола. Фильм 2. Я видел рождение нового мира» (1982). В 1981 году была экранизирована оперетта «Огоньки» (фильм «Это было за Нарвской заставой»).
Музыка Свиридова крайне редко используется в саундтреках к фильмам. Одними из немногих можно назвать: «Масло Лоренцо» (1992), «Мертвец идет» (1995), «Таннер Холл» (2009).
Своей основной формой творчества Свиридов выбрал песню. Он черпал вдохновение в том, чем живет народ, считая, что искусство должно быть простым и понятным. Будучи человеком религиозным, он помнил, что вначале было слово. Именно слово композитор ставил превыше всего. Поэтому и посвятил свою жизнь соединению слова и музыки. Сегодня, спустя два десятилетия после ухода творца, его музыка по-прежнему живет – популярная, актуальная и востребованная слушателями.